XXVIII Международная конференция "Современные информационные технологии в образовании" 27 июня 2017 года, Москва, Троицк

вторник, 28 августа 2012 г.

Областное совещание "Инновационные модели преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (Нижний Новгород, НИРО, 29 августа 2012)


Программа совещания

1. "Требования ФГОС второго поколения в образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности" - В.Г.Пинченко-профессор кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ.
2. "Разделы основ медицинских знаний и ЗОЖ в структуре ФГОС второго поколения" - Е.Е.Конюхов- доцент кафедры теории и ОБЖ
3. "Об итогах и перспективах развития олимпиады школьников по ОБЖ" - Е.А.Кротова-директор окружного центра проблем безопасности жизнедеятельности
4. "Современный урок "Основ безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации требований ФГОС" - С.Ф.Погребняк-преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №19 г. Нижний Новгород.
5. "Проблемы безопасности в Интернете" - А.В.Варенов-преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №181 г. Нижний Новгород







Технологическая карта современного урока
Опорная таблица для конструирования современного урока


Тезисы доклада

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий приобретает все более важное значение. 


Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно-ориентированный подход, формирование компетентности. 
Современное образование нельзя представить себе без мультимедиа технологий, интерактивных технологий, технологий моделирования ситуаций и применения коммуникативных технологий. Такое разнообразие приводит к качественному повышению эффективности обучения учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время. 
В таких условиях выражение «Если на тебя надвигается цунами, лучший способ спастись - прыгнуть в воду и плыть ей на встречу» как нельзя лучше отражает перемены в образовании.  Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества с применением ИКТ технологий открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую ИКТ - наполненную образовательную среду (слайд 2)

Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения.
Эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Поэтому перед каждым учителем сейчас стоит задача внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса.
Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга (слайд 3)

Основные моменты традиционного урока. Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. Структура урока - объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Основная оценка – оценка учителя (слайд 4)

Принципиальное отличие современного урока от традиционного. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, построенного на компетентностном подходе (слайд 5)

Характеристика изменений в деятельности педагога на уроке в сравнении (слайды 6-9)

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего (слайд 10)

Принципы педагогической техники педагога на современном уроке
· свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
· деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
· идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) (слайд 11)

Основные типы уроков
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками (слайд 12)

Формы и методы современного урока (слайд 13)

Технологическая карта урока
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения (слайд 14)

Опорная таблица для конструирования современного урока
Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Сочетание компьютерных технологий с традиционными, применение мультимедиа позволяют достичь максимального уровня в обучении ОБЖ (слайд 15)

Критерии эффективности современного урока
1. Обучение через открытие.
2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
3. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
4. Развитие личности.
5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
6. Демократичность, открытость.
7. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
8. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
9. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
10. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
11. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося (слайд 16)

Сервисы web 2.0
Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования, поэтому современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Информационные технологии обучения на уроках ОБЖ применяются на продуктах самого разнообразного назначения. Обучающиеся успешно применяют текстовые и графические редакторы, оформляют доклады и рефераты к урокам ОБЖ, составляют кроссворды, готовят компьютерные презентации, подбирают тематический материал в электронном виде, формируя электронный банк данных дидактического материала (слайды 19-29)

Приложения:

Александр АСМОЛОВ: Изменение парадигмы образования и роли учителя
Александр КОНДАКОВ: Особенности нового стандарта образования
Маргарита ЛЕОНТЬЕВА: основные образовательная и рабочая программы
Галина КОПОТЕВА: Универсальные учебные действия

Вебинар
«Актуальные вопросы преподавания предмета ОБЖ в условиях введения ФГОС. 
УМК под редакцией А.Т. Смирнова для 5-11 классов»
Ведущий: Смирнов Анатолий Тихонович, к.п.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиППРО.




2 комментария :

  1. Анонимныйапреля 06, 2014

    Очень продуктивное совещание по важным вопросам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Как говорится "В ногу со временем"...)))))

      Удалить